И — Иван 
Т — Терапевт 

Т — Что с тобой случилось? 
И — У меня последнее время немеет палец левой руки 
Т — Он в какое время у тебя немеет? 
И — Вечером 
Т — Что ты обычно делаешь вечером? 
И — Играю на компьютере (парню за 30) 
Т — Да? Ты всегда играешь на компьютере по вечерам? 
И — Нет, только последнее время 
Т — Что поменялось в твоей жизни, что ты стал вечерами играть за компьютером (здесь делается акцент на игре на компьютере, так как для взрослого мужчины такое поведение странное, тем более, что ранее оно не проявлялось и, кроме того, выяснилось, что играет он на компьютере несколько суток подряд, пока не закончит игру — навязчивое поведение)? 
И — У меня был большой творческий взлет (Иван крупный бизнесмен, владелец нескольких автосалонов) 
Т — И что произошло? 
И — Я стал испытывать тревогу 
Т — Когда ты играешь в компьютерные игры, что происходит с твоей тревогой? 
И — Я отвлекаюсь 
….Смотрите: немеет палец левой руки (симптом). Глупость какая-то, можно подумать, но этот успешный взрослый человек обратился к терапевту именно с этой проблемой, что может означать некую тайну, очень важную для него. Немеет палец после того, как он сутками напролет играет в компьютерные игры, играть в которые начал после того, как у него была полоса удачи, вместе с которой он стал испытывать тревогу. 
Таким образом, имеет значение, что стоит за этой тревогой, которая и является настоящей темой данного запроса (а вовсе не палец, как Вы подумали  ) 
Т — Нам нужно исследовать период до того, как ты стал играть 
И — Когда я был маленьким, я часто сидел дома и лепил из пластилина. 
Т — Были ли у тебя моменты подъема в детстве, когда ты чувствовал себя хорошо, а потом испытывал тревогу? 
И — Ну, например, я читаю книгу и понимаю ее 
Т — Что ты видишь в этой книге, когда читаешь ее? 
И — Я чувствую себя на равных с автором 
Т — Выбери кого-нибудь на роль радости, которая у тебя в этот момент (выбирает другого участника группы) 
Происходит обмен ролями (психодраматический прием), при котором протагонист (клиент) идет на роль радости и озвучивает некий текст, как он его слышит. 
«Радость» сообщает ему о том, какой он крутой и умный, если понимает такую сложную книжку. 
Иван слушает это и вдруг с ним что-то происходит — это заметно по тому, как он стал выглядеть, по его мимике, ссутулившимся плечам и скисшей физиономии. 
Т — Что-то тебе поплохело. Да? 
И — Да 
Т — Что с тобой происходит? 
И — Как будто меня что-то давит 
Т — Давай, выбирай кого-нибудь на роль груза (выбирает) 
Т — Покажи, как этот груз на тебя давит и что он при этом от тебя хочет (показывает в роли груза) 
И — «Я груз и буду давить на тебя. Если ты меня бросишь, я умру» 
Т — Кто это? 
И — Отец 
Т — Ой ли?? Расскажи о своем отце 
И — Нет, не похоже, наверное, это моя мать 
Т — Так отец это или мать? 
И — Я не знаю 
Давай расставим тебя, твоего отца и мать. Расставляет 
Отец и мать выглядят странно: оба смотрят в пол в одну точку. (Если при расстановках заместители смотрят в пол — то, как правило, это означает мертвого ребенка). 
Т — Смотри, если они смотрят не на тебя, не на друг друга и не по сторонам, а в пол, да еще и в одну точку, я думаю, что там кто-то есть, — сообщаю я ему. — я думаю, что это мертвый ребенок. Выбери кого-нибудь на роль ребенка (выбирает). 
Теперь это выглядит так: мать и отец смотрят на пол, где лежит замещающий мертвого ребенка. 
Т — Иван, теперь это похоже на правду (речь идет о внутренней правде, то, как ее чувствует клиент)? 
И — Да 
Т — Чувствовал ли ты горе, когда был маленьким? 
И — Да, мне не было места в моей семье 
Т — Иди на роль мертвого, ложись. Что хочется сказать? 
И — «Я люблю тебя, мой братик, иди ко мне, чтобы мне не было одиноко» — оказывается, у Ивана была сестричка, которая умерла. 
Т — Слушай, смотри как получается: — родители смотрят в пол, на твою мертвую сестричку, а на тебя не смотрят. И если ты хочешь, чтобы они на тебя посмотрели — тебе нужно умереть… 
…. 
И — Я не могу радоваться (инсайт Ивана), потому что часть радости я отдаю ей. Родители могут посмотреть на меня только если я возьму ее на плечи как груз и буду жить за двоих. Она — мой близнец, который умер. Я один помню ее. Родители делают вид, что ее никогда не было. 
А так как родители все равно внутренне смотрят на нее, а на Ивана не смотрят (в течение своей жизни он постоянно ощущал, что ему нет места в семье), для того, чтобы надеяться на контакт с родителями ему нужно отождествлять себя со своей мертвой сестренкой. 
Так получается, что выживший ребенок либо старается жить за двоих, либо отдает мертвому половину своей радости от жизни. В этом проявляется лояльность системе, которой он принадлежит. 

Как лечили палец Ивана, возвращали ему законную половину его радости от жизни и боролись с его тревогой — вторая часть работы. Иван, слава Богу, выздоровел, забросил психодраму и пошел учиться анализу, но это уже другая история….. 

Важно, что если у человека немеет палец, это вовсе не означает, что дело в пальце.  ) 

Всего хорошего