Запрос:

У меня есть некий образ себя, когда я ему не соответствую, это меня мучает

Фокусировка:

У Лены есть чувство, которое ее мучает. Мучить оно ее начинает в определенных обстоятельствах (когда она думает, что не соответствует своему образу)

То есть, у Лены есть некие мысли, которые приводят к определенному чувству.

В данном случае, мы имеем дело с самой простой схемой психологического нарушения:

Мысль-чувство

Это означает, что в фокусе работы должны находиться мысли Лены:

— следует исследовать их содержание

— проверить их истинность

— узнать, кому принадлежат

— выяснить, когда и при каких обстоятельствах появились

— выяснить причину того, почему Лена их принимает без критики.

На первый взгляд, это может показаться сложным, для этого можно запомнить следующую простую схему:

Человек живет в трех пространствах опыта: все, что с ним происходит, может относиться либо к тому, что он думает, либо к тому, что он чувствует, либо к тому, что он делает.

Если мы договорились понимать проблему как то, что мешает человеку достичь конкретной цели, после того как эта цель определена, остается посмотреть: в какой из сфер опыта имеет место быть нарушение. В случае с Леной — в ее мыслях. Поэтому, совершенно не обязательно для терапевта иметь представление о характере чувств, которые Лену мучают.

После предварительной фокусировки можно напрямую спросить клиента: что такого он думает, что так после этого плохо себя чувствует. Но, если идти по такому пути, то, скорее всего, получим от клиента его интерпретацию собственных мыслей или его когнитивную реакцию на них.

При этом часто клиент принимает за чистую монету все, что про себя думает, то есть, приписывает своим мыслям и истинность и авторство: «я такая плохая, мне стыдно». По поводу авторства здесь совешенно очевидно, что мысли принадлежали не ей (сначала, крайней мере). Почему? Да потому, что чувство стыда или вины не могут появиться без неких транслируемых кем-то стандартов поведения, с которыми обвиняемый в их нарушении соглашается.

Вопросы:

О том, что был кто-то, со своими стандартами, говорит тот факт, что у Лены есть некий образ себя, которому она пытается соответствовать.

— Лена, вспомни конкретную ситуацию, когда у тебя появилось это чувство

— мы поругались с соседкой,  я осталась одна и мне стало стыдно, я почувствовала вину.

— выбери, пожалуйста, кого-нибудь на роль вины и на роль себя (психодраматическая техника объективизации объектов внутренней реальности). Выбирает. Я прошу Лену вспомнить свое чувство вины и представить, где вина находится по отношению к ней.

— Лена, ты теперь не Лена а вина Лены. А Лена — это (выбирает). Что, вина, ты делаешь с Леной, чтобы она мучилась как обычно?

— Ну, я ее стыжу.

— Давай, стыди ее

Заместитель Лены сидит, Лена в качестве вины становится позади нее и начинает заплетать ей косички. — Ты должна быть хорошей девочкой, должна хорошо учиться, чтобы я за тебя не краснела, и т.д.

В зеркале, когда вспомогательные Я разыгрывают сцену перед протагонистом, Лена никак не может понять, кто же это ей заплетает косички. Ничего страшного. Есть способы, которые позволяют это сделать:

— Лена, кто это (про совесть), мужчина или женщина?

— женщина

— сколько ей лет?

— столько-то

— расскажи про нее..

— как я могу про нее рассказать?

Вводим Лену опять  роль. Из роли совести Лена опять озвучивает текст, похожий на тот, который был приведен ранее. Разве что дочкой не называет.

В этот момент очень важно дать протагонисту (Лене) понять, откуда у нее взялось то чувство стыда и вины которое ее мучает. Если есть понимание, что оно связано с определенным человеком и ситуацией, мы можем пойти дальше.

Сама ситуация может вовсе не являться ключевой, и поэтому уместно найти момент, когда это чувство появилось в самый первый раз.

Для выяснения конкретной даты в прошлом используется, обычно, два приема: усиление чувства и отражение его позой, что способствует регрессу протагониста в ядерную сцену, после чего можно прямо спросить о возрасте, или, более точный метод, – линия жизни.

На протяжении всей жизни Лены чувство сохраняется. Чувство сохраняется и во время беременности ее матери. Усиливается между 3 и 4 месяцем и продолжается до момента зачатия.

Дата 3-4 месяц беременности достаточно показательна, так как именно в этот период мать окончательно принимает решение оставить ребенка или нет.

Тот факт, что чувство появилось в момент зачатия свидетельствует о том, что ребенок был или случайным или нежеланным.

Проверяем (расспрашиваем Лену). Какие отношения были у ее матери с мужем, кто ее папа и т.д.

Мама папу не любила, появившаяся дочка воспринималась как помеха и вызывала негативные чувства, суть которых в следующем: мол, из-за тебя у меня жизнь не сложилась и т.д. Отсюда и чувство вины, с которым Лена пришла. Как мы видим, совесть вполне может оказаться мамой, обвиняющей дочку в том, что у нее самой не сложилась жизнь.

Не всегда клиенты, испытывающие чувство вины, появившееся в глубоком детстве, могут понять, что маленький ребенок не может быть в чем-либо виноват, и уж совсем не может быть виновен за то, что родился.

Завершающая часть работы заключалась в выборе вспомогательного Я, которое сыграло бы роль «хорошей матери», утешила бы ребенка, успокоила, объяснила, что он не виноват, и что она любит его все равно, каким бы он не был.