Home > Главная > Обучение психологическому консультированию > Клиентские работы > Драма Лены 3: Проблема в отношениях (индивидуальная работа)

Лена ездила к маме на прошлых выходных.

— Здравствуй! Как твоя поездка? (хочу выяснить, какова динамика отношений после предыдущей работы, которая была частично про маму)

— Ничего, нормально.. (улыбается). Я вообще замечаю, что настроение у Лены приподнятое, не смотря на то, что ей пришлось подождать меня около получаса. Для меня важным остается выяснить, что же все таки произошло у Лены с мамой и я продолжаю спрашивать.

— Было легко. Мама начала обычные свои вопросы (не нашла ли себе мужа, когда родит ребенка и т.д), но меня это не задело как обычно. (Обычно Лена заводилась, так как ее эти разговоры давно достали).

Я доволен результатом и делаю Лене замечание относительно того, что у человека есть 2 части: эмоциональная и логическая, и что они действуют независимо друг от друга. То есть, человек может прекрасно понимать, что мыши не нападают на людей и не кусают их, но, тем не менее, панически их бояться. И что целью терапии является не столько изменение когнитивной картины мира, сколько изменение реакций и поведения. И если при разговоре с мамой мы имеем новый способ реагирования, то прошлая работа была значимой и произвела необходимые изменения.

— Что привело тебя сегодня ко мне?

— Да, все тоже… Неудовлетворенность в отношениях.

— Что именно тебя не удовлетворяет в отношениях?

— Ну, во-первых, то, что я делаю своих избранников подружками, и после этого отношения перестают быть романтическими.

— Что еще?

— Ничего, все, наверное. Смотрит на меня.

Первое правило терапевта: «Не верь клиенту!»

И не только потому, что он намеренно хочет ввести в заблуждение терапевта, сколько потому, что он сам ввел себя в заблуждение. И в том, что правда может быть болезненной, и человек будет прятать ее от себя самого. Именно поэтому следует обращать внимание не столько на то, что говорит клиент, сколько на то, как он это говорит (см. тему «Ключи»)    

— Лена, если ты сказала «во-первых», это означает, что есть еще что-то, чего ты не назвала.

Лена может действительно не знать, что ее не удовлетворяет в отношениях. Если бы она это знала, то вряд ли бы обратилась за помощью. Но ее бессознательное достаточно явно указало на наличие еще, по крайней мере, одной вещи, которая ее не устраивает в отношениях и которую она не назвала. На это так же указывает некоторая пауза после моего вопроса «что еще?» и ее неуверенный ответ.

С этим следует разобраться. Именно потому, что совершенно очевидно, что есть еще что-то, о чем Лена не говорит.

После того, как я сообщил ей о том, что есть еще что-то, она назвала еще две вещи:

— боюсь строить отношения;

— возможно не хочу их строить

— ? и еще что-то, что не могу сформулировать.

— То, последнее, что ты не можешь сформулировать, похоже как-нибудь на то, что ты перечислила, или оно вообще о чем-то ином? (я задаю ей этот вопрос с целью понять для себя, стоит ли тратить время на то, чтобы выяснять, что же представляет собой это последнее, что она затрудняется сформулировать или можно это пока оставить, так как оно может быть отнесено к уже названному.)

— Думаю, это относится к одному из того что я уже назвала.

— Хорошо. Пишу на листке бумаге то, что она назвала:

  1. Делаю своих избранников подружками и после этого отношения перестают быть романтическими;
  2. Боюсь строить отношения;
  3. Возможно, не хочу строить отношения.

— Посмотри, пожалуйста, внимательно на то, что я написал и почувствуй, что больше всего откликается. (Из всего того, что Лена назвала, есть что-то более важное, а есть второстепенное. Это не значит, что остальное не важно, просто работать можно с тем, что имеет наибольший энергетический заряд.)

Еще одно правило:

«Если есть несколько вещей, следует всегда выбирать что-то одно».

По поводу ошибки выбора волноваться не стоит, так как бессознательное клиента никогда не ошибается. Если есть сомнения – смотри как делается выбор и обращай внимание на ключи: например, клиент отвечает да, а сам отрицательно машет головой, и т.д.

— Самое важное здесь – «боюсь строить отношения». Обратите внимание: важным оказалось именно то, о чем Лена не сказала вначале, и это еще раз подтверждает правильность выбора (бессознательное протагониста старается не пустить в эго (сознательную часть психики) важную информацию)

— Хорошо, расскажи подробней, чего именно ты боишься.

Начинает перечислять:

  1. Боюсь быть отвергнутой;
  2. Зависимой от отношений;
  3. Преданной близким человеком;
  4. Страх, что меня могут использовать;
  5. Что придется брать ответственность за отношения;
  6. Боюсь сделать больно человеку;
  7. Боюсь разлюбить;
  8. Боюсь разочароваться в человеке;
  9. Сделать неправильный выбор.

Количество названных пунктов явно указывает на то, что выбор был сделан верно.

С этими пунктами нужно что-то делать. Для начала, понять, что имеет в виду Лена, когда говорит об ответственности, зависимости, использовании и т.д. То есть выяснить, что в опыте Лены стоит за этими словами. Это путь конкретизации и детализации, когда мы раскладываем проблему на ее составляющие. Но есть и другой путь.

Я дал Лене 9 карточек (по количеству названных страхов) и попросил подписать их. Затем разложить эти карточки перед собой, внимательно на них посмотреть и сложить эти карточки по признаку похожести по теме.

— Некоторые карточки могут называться по разному, но ты можешь почувствовать, что они, в принципе, про одно.

Лена раскладывает карточки и у нее получаются две примерно равные группы:

Страх разочароваться Быть отвергнутой
Нести ответственность за отношения Быть преданной
Страх обидеть другого Страх быть использованной
Сделать неправильный выбор Быть зависимой
Разочароваться в выборе

 

Благодаря данной процедуре, у нас появляются две темы, из которых я прошу Лену выбрать одну («что более важно для тебя?»).

Лена выбирает первую группу по принципу, что в ней больше карточек. Я не уверен, что этот выбор правильный, так как дело не в количестве карточек, а в их субъективном весе или значимости.

Я убираю все карточки из первой группы кроме одной и предлагаю опять сделать выбор. Если в первом случае выбор сделан правильно – ничего не должно измениться, потому что дело не в количестве карточек. Лена выбирает вторую группу. Это означает, что мои сомнения оказались правильными. Осталось окончательно определиться с выбором:

Я предлагаю Лене опять разложить карточки и выбрать из двух групп ту карточку, которая максимально точно отражает название группы в целом.

Остаются две карточки: «боюсь разочароваться» и «быть зависимой»; Лена делает выбор в пользу «быть зависимой».

Про «боюсь разочароваться». Если человек боится разочароваться, это означает, что:

— он сам себе не верит (проблема неуверенности и сомнений)

— что у него есть некая идеальная картинка, с которой он будет потом сравнивать реальность (разочароваться – очень точное слово, обозначающее освободиться от чар (фантазий)).

«Лена, почему ты разочаровываешься? Что происходит с мужчинами, которых ты выбираешь?»

— Они оказываются слабыми.

Возможно, Лена сама (бессознательно) выбирает мужчин, которые слабее ее. Эту тему можно будет исследовать отдельно.

Про страх быть зависимой Лена говорит с трудом, очень сильное сопротивление. Почти меня не слушает. При этом, усиленно что-то рисует (некоторое время назад я дал ей карандаши и бумагу. Ну, не хочет работать и все тут. Меня это ужасно отвлекает и я обращаю внимание на то, что она там нарисовала.

На рисунке – девочка в очках.

— Это кто?

— Да, какая-то девочка..

— Как ее зовут?

— Девочка Любочка

— Хорошо, а сколько ей лет?

— 18

— А почему она в очках? (очки, к слову сказать – розового цвета)

— Расскажи, что у тебя в жизни произошло, когда тебе было 18 лет.

(отказывается, сильное сопротивление)

— Чтобы тебе было легче, рассказывай о себе в третьем лице и называй Любочкой

Лена рассказывает свою историю. Основные моменты этой истории:

  1. Любочка одна, а у ее подружек есть мальчики
  2. У каждой из подруг Любочки есть мальчик
  3. Наличие мальчиков – обязательная вещь, хотя не все подруги, имеющие мальчиков, счастливы
  4. Любочка тоже хочет быть с мальчиком
  5. Все равно хочет, несмотря на то, то что не все девочки, имеющие мальчиков, счастливы. Потому что хочет быть как все
  6. Любочка хочет быть как все, потому что:

            — так надо

            — потому что к маме нужно приезжать с мальчиком

            — потому что надо выходить замуж

Последнее замечание где-то уже я слышал и на это обращаю внимание Лены. Лена соглашается – это голос ее мамы.

Поэтому (конец истории и ее суть), Леночка в 18 лет принимает следующее решение:

«Любой ценой быть с человеком, которого она не любит, закрывать глаза на его недостатки для того, чтобы соответствовать ожиданиям своей мамы». – то есть – надеть «розовые очки».

Таким образом у Лены есть два состояния:

— Тревога, связанная с постоянным вниманием мамы к вопросу личной жизни

— Сопротивление, проявляющееся в отсутствии отношений (боится ошибиться, боится быть зависимой). Кстати, страх ошибиться непосредственно связан с наличием «розовых очков», приукрашивающих реальность. Данный страх был подкреплен личным опытом разочарований в отношениях.

Результат – тревога, связанная с тем, что «нужно же что-то делать! Замуж выходить! Детей рожать!» — голос мамы на фоне отсутствия отношений из-за внутреннего сопротивления, связанного с сомнениями.

Лена не пытается строить отношения, так как из-под палки хорошего не построишь. Те влюбленности, которые у нее были заканчивались разочарованиями, что естественно, если выбирать смотря через «розовые очки».

Я предлагаю Лене посмотреть на рисунок и сказать, что она про нее думает.

— они (очки) ей не идут

— они ее портят

— она ничего в них не видит: ломает руки, ноги

— они портят ей зрение

— вышел из моды дизайн, она в них выглядит как двенадцатилетняя

— если она их снимет, то сможет увидеть, куда идти

— и тогда она сможет встретить своего единственного (и не ошибиться с выбором)

Понятно, что в этом случае разочарования не будет, так как не было предварительного «очарования» — без розовых очков выбирать легче J

Я прошу Лену сказать тоже самое, только обращаясь к девочке Любочке лично и записать то, что она говорит:

— тебе они не идут

— тебя они портят

— ты ничего в них не видишь

— они портят тебе зрение

….

— и, если ты их снимешь, то сможешь увидеть куда идти и тогда сможешь встретить своего единственного.

Последствия данной работы можно посмотреть в следующей драме Лены.