Home > Главная > Обучение психологическому консультированию > Клиентские работы > Драма Марса: Работа с заблокированной агрессией

Работа была сделана на следующем занятии после темы «Фокусировка. Работа с игрушками». Марс выбрал утенка – Скруджа Мак Дакка и, кроме того, что он умеет зарабатывать деньги, ничего про него не сказал. В день своей драмы он обратился ко мне с вопросом о том, что означает его выбор, и в результате выяснения была сделана следующая работа.

— На прошлом занятии я выбрал утенка – Скруджа Мак Дакка. Что это означает для меня?

— Не знаю. Опиши этого утенка. Какой он?

— Он бросается во всякие авантюры, где может заработать деньги, ездит на самолете вместе с Зигзагом по разным странам, может в любой момент порешать любые проблемы, везде извлекает выгоду для себя, делает так, что люди с ним работают вообще за бесценок, только потому, что он имеет авторитет для них. Он использует людей для своих целей.

В работе с игрушками, важно понимать, что на игрушку при ее выборе может быть спроецированы не только настоящие качества человека, но и желаемые, актуальные в данный момент. Например, человек, который чего-то боится, может выбрать улитку, черепаху, любую фигурку с ярко выраженной защитой тела, например – толстым слоем одежды или фигурку с ярко выраженной агрессивной позицией, например, льва, крокодила, кого-нибудь с зубами, когтями, рогами и т.д.

Когда Марс говорит о качествах утенка, можно выделить следующие темы:

— деньги (утенок зарабатывает деньги);

— способность решать проблемы (утенок решает проблемы);

— авторитет (у утенка есть авторитет);

— использование людей (утенок использует людей для своей выгоды);

— Марс, скажи, пожалуйста, что для тебя значат все эти качества утенка, которые ты назвал?

— Я хочу быть похожим на него.

— То есть, это значит, что у тебя нет таких качеств и ты хочешь ими обладать?

— Да.

— Смотри, эти все качества есть у Скруджа Мак Дакка, а у тебя их нет, какой персонаж мог бы максимально точно изобразить тебя в таком состоянии, кто не имеет таких качеств?

Я прошу Марса выбрать персонажа, характеризующего его настоящее состояние, потому что мне важно понять, с чем иметь дело и почему у Марса не достает таких качеств, которые есть у Скруджа Мак Дакка. Марс выбирает осла из мультика про Шрека.

Осел, которого выбрал Марс, не вызывает у него никаких неприятных ассоциаций, понятно, он же с ним идентифицируется в настоящий момент и может просто не замечать каких-то вещей. Вспоминаем осла из мультика про Шрека: туповатый, упертый, надоедливый, бестактный, дурашливый, безответственный, трусливый, болтающий без умолку, не адекватный и.д.

— Хорошо. Выбери кого-нибудь на роль осла и роль утенка. Посади их напротив друг друга в характерную для них позу и дай каждому по реплике.

— Утенок (выбирает родственника, здорового парня, успешного в бизнесе, старше его по возрасту), сидит развалившись на стуле, смотрит на осла с неприязнью: ты как сидишь? Сядь нормально! Что это за дурацкая улыбка на лице, сделай нормальное лицо! Перестань улыбаться, больше наглости во взгляде! Ну и в таком духе.

Марс, в роли осла это выслушивает, пытается выполнять то, что говорит утенок. Я его спрашиваю, как он себя чувствует.

— Плохо. Хочется ему заехать.. этому утенку.

— Понятно. Если у тебя такие чувства к нему, он вряд ли даст тебе такой совет, который ты примешь. Тебе знакомо чувство, которое ты испытываешь сейчас?

— Да, знакомо. Оно у меня появляется тогда, когда, мне приходится взаимодействовать с человеком старше меня, обличенного властью.

— Хорошо, выбери ситуацию, когда ты испытывал такие чувства с реальным человеком в твоей жизни.

— Я вспоминаю ситуацию на даче, когда меня попросили включить телевизор в розетку, и когда я это сделал, в нем что-то вспыхнуло и он сгорел.

— Строй ситуацию.

Строит. На даче много народу. Он, парень лет 14, включает по просьбе телевизор. Телевизор сгорает. Прибегает тетя и орет: Ах, ты, телевизор спалил, ничего доверить нельзя, придурок!!! Кто-то из родственников разочарованно: Ну, мы думали, что ты умеешь телевизор включать, ты даже этого сделать не смог. Прибегают два племянника: Ты что, телевизор сжег? Да ты все ломаешь здесь!!!

На лице у Марса растерянная дурашливая улыбка, такая же какая была у осла, которого он изображал из мультика про Шрека. Теперь становится понятным, почему именно осел, который дурашливо улыбается и беспомощен.

Для меня важна не сама сцена, а чувство, которое у Марса возникает в результате криков его родственников. И я спрашиваю, испытывал ли он что-то подобное раньше. Если родственники так отреагировали, значит, они это вряд ли сделали первый раз, а то, как отреагировал Марс, говорит о том, что у него выработалась реакция на подобное обращение, выраженная в том, что он не стал себя отстаивать. Марс отвечает утвердительно и вспоминает ситуацию, которая была ранее: мы шли с парнями по школьному стадиону, я увидел на скамейке чью-то куртку и подумал, что она ничья. Я подошел и посмотрел, что у нее в карманах. Прибежал мужик и начал орать на меня, что я беру чужие вещи, где мои родители и т.д. В этот момент у Марса появляется то же самое чувство.

— Когда ты его испытал первый раз?

— Когда мне было лет семь, у меня более старший мальчик отнял велосипед и уехал на нем. Наверное, это самое раннее воспоминание.

Строим сцену, когда у маленького Марса отнимают велосипед.

— Что ты чувствуешь.

— Ничего. Беспомощность. Плакать хочется.

— Велосипед вернули?

— Нет

— Как отреагировали родители?

— Никак. Сказали, что новый купят.

— Достаточно ли тебе было такой поддержки?

— Ну, в принципе, нормально.

— Ок. Давай посмотрим на эту ситуацию в зеркале: маленький Марс, у него старший парень отнимает велосипед и уезжает на нем. Марс смотрит на это.

— Ну, чего? Жалко мальчика?

— Жалко.

— Что хочется сделать?

— Хочется догнать этого обидчика и убить.

— Ок. Для этого у нас есть специальное приспособление – стул. Давай, представь себе, что это обидчик маленького Марса и сделай то, что хочешь с ним сделать.

Марс начинает бить стул. Бьет вяло. Три раза ударил и перестал.

— Это все?

— Нет, не все, хочется еще.

— Давай. Возьми что-нибудь в руки (берет металлическую тяжелую стойку)

— Достаточно?

— Нет.

— Что хочется сделать еще. Не стесняйся.

— Хочется сломать этот стул.

— Ломай.

Марс входит в транс и около 10 минут ломает стул. От него остаются несколько разломанных железок и груда щепок.

— Ок. Ты сломал этот стул. Больше ломать уже некуда. Как, для тебя достаточно?

— Теперь – да.

— Что хочется сделать еще?

— Выбросить его на помойку.

— Хорошо. Иди, выброси его на помойку и когда будешь выбрасывать, скажи вслух, что выбрасываешь вместе с ним любой страх из своей жизни и обещаешь впредь отстаивать себя.

….

После того, как Марс выбросил стул, была проведена с ним ресурсная телесная работа и холдинг (так как остатки агрессии все еще остались). После этого наступило облегчение.

Интерес вызвало окончание работы, когда пришел охранник помещения, которое мы снимали и начал говорить, что такие методы неправильны, что агрессия таким способом не уходит и т.д. Короче – дискредитировать важность проделанной работы.

Охранник – человек, который сидел в прошлом, здоровый мужик, значительно старше Марса, обличенный властью, как раз такой, на кого Марс мог бы среагировать своей беспомощностью, дрожью в ногах и болью в животе (чувства и телесные ощущения, которые он испытывал в описанных сценах с телевизором, курткой и велосипедом).

Тем не менее, что было даже для меня неожиданно, Марс дал ему жесткий отпор, сказав, чтобы он не вмешивался в работу, в которой ничего не понимает, что не собирается его слушать и будет вести себя так как ему хочется. Это сопровождалось характерным жестом рукой (Марс ударил рукой по воздуху сверху вниз так, как будто припечатывал что-то, подтверждая тем самым серьезность своей позиции и уверенность в ней). Охранник опешил и начал что-то мямлить по поводу того, что пожалуется владельцу помещения, что его не слушают и т.д.

Сразу же после этого, Марс отворачивается от охранника, показывая ему тем самым, что он с ним закончил и спорить не собирается, и спрашивает меня: удастся ли ему когда-нибудь стать Скруджем Мак  Даком.

На что я ему отвечаю, что то, как он отреагировал в разговоре с охранником, вряд ли похоже на поведение трусливого осла, которым он себя ощущал вначале работы. Мы смеемся.

Короче, Марс победил. И, как он потом рассказывал, чувствовал себя героем, для которого нет ничего невозможного.

Вот так нам удалось сделать экологическую проверку (проверку на реальность, в которой проверяется качество сформированных в процессе работы новых реакций).