— Что-то у меня с учебой не ладится.

— Да, правда? Расскажи..

— Сажусь учиться, открываю книгу, и ничего не вижу – буквы расплываются.. Это если до книги дошла. А так, всегда делаю все что угодно, только чтобы не учиться.

— Понятно. А когда-то было так, что ты садилась и училась без проблем?

— Было.

Наталья жалуется на сопротивление, которое проявляется тогда, когда она начинает учиться. Сопротивление, в данном случае, симптом. Этот симптом, по ее словам, был не всегда, было время, когда его не было.

Если есть симптом, то возможно несколько направлений работы:

— выяснить, когда он появился, и после этого понять, с чего это вдруг. Часто клиент не может с определенностью сказать, когда и из-за чего появился у него тот или иной симптом. Поэтому, для начала, выясняется время появления симптома, затем восстанавливается жизненный контекст, а потом находится конкретное событие, приведшее к его появлению.

— разобраться с самим симптомом, выяснить, что за ним стоит, для чего он нужен, какую роль играет в жизни. Для этого хорошо использовать расстановки по методу Хеллингера или «скульптуру семьи» — если речи идет об отношениях в семье.

— симптом всегда отражается на телесном уровне, выяснить, какое чувство с ним связано и откуда оно взялось. Симптом – это то, что человек делает или то, что с ним происходит. Перед тем, как чему-то произойти, человек что-то чувствует, так как действует он из определенного состояния. Чувства, в свою очередь, не берутся из ни откуда, а всегда связаны с определенными обстоятельствами, которые человек с помощью их переживает.

Я озвучиваю варианты работы и спрашиваю Наталью, что для нее больше откликается. Ей все равно (наверное, доверяет мне на 100%, хотя, я думаю, что так проявляется ее сопротивление работе J) А если есть сопротивление – мы на верном пути.

— Давай, для начала, выясним, когда у тебя появилось сопротивление учебе. Выясняется это с помощью метода «линия жизни»: сколько тебе лет?

— 46

— Ок, делаем шаг, 45 (сначала шаг делается величиной в год, так как мы не знаем, когда произошло то, что мы ищем. Если есть подозрение о том, что симптом давний и имеет отношение к детству, шаги можно делать с большим интервалом)……45…45…Что случилось? (Наталья не шагает, а, занеся одну ногу, балансирует на другой). Если человек не шагает, это означает, что мы уже пришли. Осталось выяснить, куда.

— Ты в каком месяце родилась?

— В мае.

— Май, апрель (шагаем), март, февраль. Февраль.

— У меня в феврале был суд. Моя сноха выиграла процесс, и я теперь не могу видеться со своей внучкой (сын развелся и его дочь, Натальина внучка, осталась в семье бывшей снохи, которая не хочет, чтобы Наталья с ней общалась).

Я не очень понимаю, как эта история связана с тем, что Наталья не может заставить себя учиться. Придется пробовать другой вариант.

— Вспомни, пожалуйста, ситуацию, связанную с тем, что тебе нужно учиться: например, завтра зачет какой-нибудь, тебе нужно что-то прочитать, ты берешь книгу и..

Наталья вспоминает ситуацию, строит сцену, ходит, садиться, берет в руки книгу.

— Что с тобой происходит?

— Ничего не вижу, туман, строчки сливаются.

— Что ощущает твое тело? (интересно узнать, как симптом проявляет себя на телесном уровне)

— Напряжение в теле, в руках.

— Усиль это чувство, покажи его в позе

Показывает: согбенная спина, опущенная голова, руки сжаты в кулаки и прижаты к груди крест-накрест, ноги тоже перекрещены. Как будто она от чего-то защищается.

— Ладно, если ты смотришь в книгу, а видишь туман, то все должны знать, что туман просто так ни откуда не берется, поэтому, если нет специальных метеорологических условий у тебя в квартире, должен быть кто-то, кто этот туман для тебя создает. Выбери кого-нибудь на эту роль. Выбирает. Ты – тот, кто создает туман, сделай так, чтобы Наталья ничего не видела, когда смотрит в книгу.

Наталья в роли того, кто создает туман, пытается, но ничего не выходит. Она не знает, как себя ведет тот, кто этот туман создает.

— Очень хорошо. Что ты чувствуешь?

— Что надо учиться, а не хочется. («надо учиться» — это не про чувство, а про мысли. Это значит, что Наталье легче думать, чем чувствовать. Поэтому надо не с чувствами работать, а с ее мыслями. Мысли две: надо учиться и не надо учиться. То есть, два голоса, которые внутри Натальи ведут с собой диалог).

— У тебя в голове происходит диалог, один голос говорит, что учиться нужно, а другой ему возражает. Выбери кого-нибудь на роль этих голосов. Выбирает.

— Что один говорит?

— Что ты должна учиться, что если ты не будешь учиться, то не за чем жить, что если не будешь учиться, я умру.

— А что говорит другой?

— Что у тебя ничего не получиться, ты хуже, чем я.

— Кому принадлежат эти голоса?

— Первый маме, второй – снохе.

— Ага, давай попробую продублировать (про голос снохи), если этот так, повтори: «ты не должна учиться, у тебя ничего не получиться, я лучше тебя, ты не должна учиться, потому что я не хочу, чтобы внучка осталась с тобой. Я должна быть лучше тебя для своего ребенка.

— Да, это так.

Теперь понятно, каким образом симптом связан с ситуацией суда, который был в феврале: решение суда о прекращении общения Натальи с внучкой было на психологическом уровне воспринято как поражение и не состоятельность, и то, что у нее ничего не получиться. Обычная травма. Нужна ресурсная работа.

— Наталья, скажи, у твоей мамы как была жизнь, успешная?

— Нет, не очень.

— Это видно потому, что она как-то не очень уверенно тебя просит учиться. И то, что ее голос оказался слабее послания снохи. Давай, выберем ресурсную фигуру, человека, которому ты бы поверила на 100% и который смог бы тебя поддержать.

Выбирает директора школы, в которой она когда-то училась.

— Хорошо, из роли директора школы, что хочется сделать? (показываю ей в зеркале Наталью, ее маму и бывшую сноху.

— Хочется обнять и поддержать, сказать, что у нее все получится, что я верю в нее, что она молодец, что должна быть примером для внучки, что не должна опускать руки.

— Делай

Делает. Обмен ролями. Теперь вспомогательное Я (директор школы) утешает ее. Наталья плачет. Они обнимаются.

— Достаточно?

— Да.

Экологическая проверка – повторение сцены: Наталья берет в руки книгу, сноха говорит, что у нее ничего не получится, на что Наталья уверенно возражает, что получится, закончит институт и будет достойной бабушкой своей внучки.

Все.