У меня есть чувство вины
Вина может быть естественной, кгда мы понимаем, что могли бы сделать в своей жизни больше для близких нам людей, и когда они уходят, мы виним себя в том, что не делали этого, а теперь – поздно.
Но в случае с Ольгой обращает на себя внимание тот факт, что вина перед матерью не появилась в тот момент, когда она умерла, вину Ольга чувтсовала, по ее словам, всю жизнь
Гипотеза: чувство вины Ольги по отношению к матери может быть индуцировано самой матерью, то есть мать Ольги что-то делала такое, что Ольга чувствовала по отношению к ней вину. Смерть матери только усилило это чувство.
Проверка:
— где это чувство вины у тебя есть (в смысле, в каком месте своего тела она его ощущает)
— в груди и даже ближе к горлу
— сконцентрируйся на этом чувстве, я буду называть даты, а ты мне будешь сообщать об изменениях своего состояния. (данная процедура имеет название «линия жизни» и используется для того, чтобы выяснить, в какой момент жизни появилось исследуемое чувство)
Чувство появилось между 7-8 лет, затем был перерыв и следующий раз между 12 и 13 годами и с тех пор не исчезало. Со смертью матери усилилось и мучает Ольгу.
После того, как мы получили даты, следует выяснить, какие события там происходили.
— Я была плохой и вредной девочкой, упрямой, все делала на зло, приходила каждый день поздно в час или два ночи…
Думаю, мало найдется матерей, которые бы не переживали, что дочь в 12 лет возвращается домой в час или два ночи. Но, для подобного поведения должны быть причины.
— Почему ты возвращалась поздно?
— Я ездила каждый день к отцу, с которым мать в то время развелась.
Возможно, мать ревновала дочь к отцу обвиняя ее.
— У меня такое ощущение, что я делала это ей (матери) назло.
— Почему?
— Она меня постоянно воспитывала, учила жить, говорила, что я неблагодарная дочь..
— А отец? Он тебя воспитывал?
— Воспитывал, но он делал это в приемлемой для меня форме. Когда мать мне читала нравоучения, это всегда вызывало меня протест.
Картина становится ясна: после развода дочь постоянно назло метрии ездит к отцу и не слушается ее. Мать чувствует себя брошенной и преданной. С целью удержать дочь, она культивирует в ней чувство вины. Для нас важно то, что вина, которую чувствует Ольга, имеет отношение не столь к ее действиям, сколь к действиям матери по отношению к ней. Возможно, Ольга была неправа, но возникает вопрос, что ее заставляло так себя вести. Кроме того, совершенно очевидно, что переживание чувства вины спровоцировано действиями матери.
— Оля, скажи, пожалуйста, что такого делала твоя мама, после чего ты чувствовала вину?
— Ну, то, что я заставляю ее нервничать и у нее болит сердце из-за этого, что я неблагодарная дочь, что (?)
— А что произошло когда тебе было 7 лет?
— Это был как раз тот возраст, когда у отца появилась другая женщина и я даже вспоминаю один эпизод: я сказала матери, что она злая собака, и что у меня скоро будет другая мама, с которой будет лучше.
Строим сценку: Ольге 7 лет, она говорит маме приведенный выше текст. Ольга замечает, что, скорее всего, эти слова ей кто-то внушил. Выбираем на роль этого персонажа одну из участниц (Любу), на роль самой Ольги — Настю и на роль мамы Ольги – Римму. В процессе обмена ролями Ольга озвучивает текст, который ей говорит женщина, к которой собирался уйти после развода ее отец:
«Мы тебя любим, с нами тебе будет хорошо, будем дарить тебе подарки и т.д.»
Ольга из роли себя в семь лет дала реакцию на то, что «будет хорошо» и на «подарки». Это означает, как минимум, что с матерью ей было плохо и что подарков в детстве Ольга не получала. Что касается подарков, то в данном контексте подарки это способ доставить ребенку радость, подарить внимание, то, в чем дети очень нуждаются. То есть, ребенку не нужны «лучшие куски», которые мама для нее не жалеет, ребенку нужно внимание, которого у мамы как раз и недоставало.
Мать стыдит Ольгу, говорит ей что она неблагодарная дочь, что ничего для нее не жалеет, что она глупая и ничего не понимает, что все это ей внушили чужие люди.
Ольга действительно, в этот момент ощущает вину перед матерью, но вместе с этим у нее есть чувство, что мать ее подавляет. На это стоит обратить внимание, так как, наверное, мало найдется детей, которые готовы были бы уйти к чужому человеку бросив мать только потому что им пообещали какие-то подарки. И потом, если мать – «злая собака», то значит эта другая женщина не собака и не злая. Я предлагаю Ольге сказать маме о том, что она чувствует: «я действительно не права по отношению к тебе и чувствую себя неблагодарной и виноватой перед тобой за то, что тебе это говорю, но в то же время я чувствую, что ты меня подавляешь». На это мать возражает, что все это ей внушили другие люди. Но правда в том, что чувство подавленности и тяжести, испытываемое Ольгой появилось гораздо раньше ее знакомства с этой теткой. И Ольга сообщает об этом своей матери. На это мать возражает:
«Я тебе не верю, ты все выдумала, ты глупая, ничего не понимаешь, тебя настроили другие люди, когда вырастешь, поймешь что была неправа, и будешь все жизнь потом жалеть. А если я не считаюсь с твоими чувствами (потому что не верю тебе в том, что тебе плохо) и думаю, что ты во всем виновата, то я буду делать так, чтобы ты всегда чувствовала свою вину передо мной, и даже когда я умру, у тебя останутся эти чувства».
Последнее высказывание матери позволяет нам понять, откуда у Ольги появилось чувство вины: мать не умела достаточно заботиться о своей дочери, так, чтобы та чувствовала себя хорошо, и на протест дочери и попытки получить больше внимания и заботы мать отвечала ей обвинением в том, что она неблагодарная.
В ситуации, когда дочь стала ездить к отцу после родительского развода (в 12 лет) можно увидеть так же протест дочери по отношению к материнскому влиянию. Действительно, нет никакой необходимости было ездить к папе каждый день и назло матери возвращаться в час или два ночи.
Конечно, Ольга осознавала, что поступает неправильно, и что проблемы у матери с сердцем вполне могут быть на фоне этих ее действий, когда она делала что-то назло, и в этом действительно есть ее вина. И эта вина (ее собственная) накладывалась на постоянно транслируемый матерью упрек в том, что она «неблагодарная дочь». И это правда.
Но, правда так же и в том, что с рождения мать ее подавляла и желание сделать что-то назло было продиктовано протестом маленького ребенка против подобного отношения. Этот протест как попытка получить чуть-чуть свободы для себя: если у меня недостаточно свободы чтобы делать то что я хочу, то у меня хватит свободы на то, чтобы тебя не слушаться.
Это как протест заключенных в тюрьме: у них нет возможности делать то, что они бы хотели делать (недостаток свободы), но у них достаточно свободы, чтобы не делать то, что их заставляют, то есть соблюдать режим. Или это похоже на то, как мама зимой говорит подростку надеть шапку, а он не слушается и не надевает ее. Не надевает не потому что ему не холодно, а потому что хочет отстоять свою свободу самому принимать решения, потому что считает себя уже взрослым.
Следующая процедура – «зеркало», когда протагонист может выйти из роли которую он исполнял или дублировал и посмотреть на происходящее со стороны.
Эта процедура необходима для того, чтобы посмотреть на разыгрываемые события жизни так, как если бы они не касались напрямую протагониста, а происходили с кем-то другим. Подобный взгляд со стороны позволяет очень много прояснить и увидеть. Например то, что ребенок, которого стыдит мама, на самом деле, не виноват, или то, что мама сама чего-то не видит или может не понимать; то есть, в «зеркале» протагонист может увидеть события такими какие они есть на самом деле.
— Оля, посмотри внимательно, что ты видишь, когда смотришь на то, как мама обращается с Ольгой?
— я вижу, что мама что-то не понимает. Жалко девочку, она не виновата.
— хорошо, выбери кого-нибудь, кто смог бы объяснить маленькой Оле, что она не виновата перед мамой
(выбирает себе маму – ту, которая лишена собственных проблем и на самом деле знает как любить)
— У всех есть свои недостатки, прости ее (заместитель, выбранный Ольгой после ее дублирования)
— Что я могу для тебя сделать? (Для Ольги важно избавиться от чувства вины, поэтому она спрашивает, что она могла бы сделать сейчас, чтобы его не испытывать)
— Ты должна жить свой жизнью.
— Правда?
— Да. Я хочу, чтобы ты была счастлива. Тогда мне будет хорошо.
На этом диалог заканчивается. Я спрашиваю Олю:
— Так хорошо?
— Да (улыбается).