Аня. Мне все равно ничего не может помочь. (безнадежность). Заявление после учебной драмы в ее группе во время шеринга.

— прошу назвать те чувства, которые у нее в данный момент есть. Она называет: безысходность, безнадежность, депрессивное состояние, чувства преданности, отсутсвие поддержки, ответственность за свою жизнь и жизнь близких

— я ее спрашиваю, обращалась ли она когда-нибудь за помощью, на что она мне отвечает, что ей все равно никто не может помочь, а будет только хуже.

— я сажаю ее заместителя на стул и даю ей слова внутреннего голоса, который ей говорит о безнадежности.

— голос выдает следующий текст: у тебя все равно ничего не получиться, ты сама не справишься, ты во всем должна слушаться маму, и т.д.

— она пытается возразить и я даю ей роль другого голоса, который ее пугает: ни в коем случае ты не должна доверять никому, если ты будешь им доверять – ты позволишь им разрушить себя, каждый раз, когда ты просила помощи, или была откровенной – тебе делали больно и нарушали твою целостность. Если ты будешь доверять и слушаться других людей – ты умрешь.

— я спрашиваю этот голос, кого больше всего она не должна слушаться – ответ – мама, отец, брат и старшая сестра. Больше всего маму.

       Здесь мы имеем дело с двумя противоречивыми голосами, которые отравляют жизнь протагонистке: один говорит, что она не должна и не может ничего делать без совета с мамой, а другой сообщает, что если она будет слушаться маму – она умрет.

— выясняем когда появились эти голоса. Я прошу усилить каждое чувство и восстанавливаю временной контекст.

— оказалось, что голос, советующий слушаться маму гораздо более ранний и своим появлением обязан детскому решению, которое возникло, когда протагонистке было лет пять, она возвращалась с прогулки веселая, а мать наорала и избила ее за то, что она испачкала новые босоножки (была осень и к ним прилипло немного грязи и листьев). Мать орала на свою дочь, ударила несколько раз по голове и затем швырнула на пол, продолжая орать. В этот момент Аня поняла, что она сделала что-то ужасное и очень перед мамой виновата, а что она сама – плохая. Сообщение мамы следующее: если ты не будешь меня слушаться, будешь шляться где попало – я не буду тебя любить. Аня принимает решение во всем слушаться маму для того, чтобы тем самым получить взамен ее любовь.

       Появление второго голоса связано с тем, что мать Ани никогда с ней не считалась, постоянно отчитывала и относилась безо всякого уважения.

       Для иллюстрации ситуации, в которую попала Анна я построил сцену, где два голоса с двух сторон перетягивают ее каждый на свою сторону, а она прислушивается то к одному, то к другому: когда желание любви со стороны матери становится сильнее (голос который ей говорит о том, что она всегда должна слушаться маму если хочет получить ее любовь) – она идет к маме и делиться с ней своими переживаниями как с близким человеком. После того, как мать наплюет ей в душу, голос который говорит ей что она не должна никому доверять, особенно матери  — становиться сильнее. И так продолжается многие годы.

       Переделка ситуации была связана с тем, чтобы дать Анне возможность осознать, что один голос врет, тот, который обещает любовь за послушание. Что мать не права, детей бить нельзя, и т.д.