Home > Главная > Обучение психологическому консультированию > Клиентские работы > Драма Славы 1: Объяснение техники «Линия жизни»

Слава заявил, что у него есть трудности с работой (он работает психотерапевтом), что он не чувствует клиента. Это не удивительно, потому что Слава пережил в жизни много травм и демонстрирует острую диссоциацию, с которой, тем не менее, он научился довольно таки успешно жить. Но контакта его души с телом у него не наблюдается, и души с миром посредством тела – тоже.

— А как ты не чувствуешь своего клиента?

— Ну, я беру его за руку, мы идем по линии жизни, ни клиент ничего не чувствует, ни я.

— Понятно. Нормальная вещь. Как же ты собираешься почувствовать своего клиента беря его за руку, если сам своего тела не чувствуешь? Я не уверен, что мне надо с тобой заниматься сейчас теми проблемами, которые вызвали эту диссоциацию, так как я предполагаю сильное сопротивление и осознаю, может быть, некую несвоевременность такой работы. Вообще, для меня большая радость уже от того, что ты вызвался на работу (Слава за полгода не сделал ни одной работы, будучи абсолютно убежден, что психотерапия ему помочь бессильна). Давай попробуем для начала научить тебя этой технике, чтобы у тебя получалось.

— Давай! Это было бы здорово!

— Хорошо. Твоя ошибка в том, что ты этого клиента ведешь сам, и пытаешься у него что-то выяснить. Это не правильно. Суть техники заключается в том, чтобы выявить по незначительным телесным проявлениям (реакциям на стресс) дату травмирующего события. Причем ни само событие, ни уж тем более его дату человек может не помнить. Эта техника как раз для тех случаев, когда человек не помнит, потому что вследствие работы защитных механизмов какие-то события вытеснились из сознания. Но тело представляет собой особую систему записи, в которой хранится вся информация о том, что с человеком когда-либо случалось. Поэтому в этой технике фокус внимания должен быть на состоянии тела клиента.

Обычно, клиентам, особенно таким травмированным как ты и слишком интеллектуализирующим и сопротивляющимся, трудно бывает сосредоточиться на ощущениях своего тела, так как они перевели всю свою жизнь в плоскость размышлений о жизни (признак диссоциации, когда человек как будто смотрит кино про себя в главной роли, сам не участвуя в собственной жизни). Поэтому необходимо сделать так, чтобы их голова была свободна от мыслей. Это можно сделать посредством введения человека в транс. Я обычно делаю это следующим образом: во первых, я беру его за руку. Телесный контакт может передавать состояния как от меня к клиенту, так и обратно. Этим обратно я пользуюсь в самом начале: я обычно начинаю ходить по залу в ритме чуть быстрее, чем он сам бы шел. Поскольку я держу его за руку, ему приходится подстраиваться под мой ритм. Вести нужно властно и уверенно, но не грубо. Это как все равно что женщину обнимать: ты нежен, но с другой стороны, она чувствует твою власть. Если клиент начинает о чем-то рассуждать, ты останавливаешься, поворачиваешь его к себе лицом, перебиваешь его и просишь посмотреть тебе в глаза. Взгляд в глаза это тоже одна из трансовых техник, посредством взгляда можно передавать состояние или очистить его мысли. Можно, когда смотришь ему в глаза, взять его за вторую руку, чтобы усилить свое влияние. Как только он замолчал (внутренне, это видно по состоянию его глаз), ты продолжаешь его вести. Как только ты чувствуешь, что он следует за тобой в твоем ритме – это значит, что степень транса достаточная, чтобы продолжить работу с телом. Я, как правило, в этот момент останавливаюсь и спрашиваю его, сколько ему лет, затем я расспрашиваю его о его чувстве, которое мы собираемся исследовать. Спрашиваю, как это чувство проявляется в теле. Это делать необходимо, потому что каждое чувство душевное чувство связано с определенным телесным чувством и имеет свою телесную локализацию. И потом, такие слова, как например, «душу щемит» могут не указывать конкретно на определенное чувство и быть неким совокупным результатом различных влияний. В результате мы не сможем точно определить момент его появления (если это чувство стало результирующей нескольких событий). Поэтому мы привязываем душевное переживание к конкретному телесному ощущению.